При прочтении киносценариев вы встретите некоторые термины и сокращения сценарного языка. Здесь я представлю те, с которыми столкнулся сам и мой их перевод на русский язык. Список будет пополняться по мере образования.
Я упорядочил термины в алфавитном порядке. Эти термины важны как для режиссёра, так и для оператора и монтажёра. Не менее важны они и для читателей, чтобы мы смогли более полно представить, как всё будет происходить на экране.
Первое, что мы должны увидеть на первых страницах грамотно оформленного сценария это логлайн и синопсис:
Логлайн (англ. Log line, МФА: [lɒɡ laɪn] — «логическая строка») — очень краткое изложение драматической и логической сути сценария фильма, сериала, обычно объёмом одно-два предложения, до 25 слов. При этом целью такого рассказа является привлечь интерес слушателя к истории, чтобы он захотел ознакомиться со сценарием.
При работе над сценарием логлайн может обновляться, дополняться и редактироваться, сохраняя или меняя свою основу. Логлайн написанного сценария может отличаться от логлайна снятого в итоге фильма.
Пример логлайна к фильму Андрея Тарковского «Солярис» на IMDb:
A psychologist is sent to a station orbiting a distant planet in order to discover what has caused the crew to go insane.
И вот какие определения синопсиса мне удалось найти в Википедии:
-
Синопсис — краткое содержание литературного произведения, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также даётся представление о главных героях.
-
Синопсис — краткое описание действия в киносценарии с добавлением образных элементов.
Пример синопсиса к фильму Андрея Тарковского «Солярис» на IMDb:
The Solaris mission has established a base on a planet that appears to host some kind of intelligence, but the details are hazy and very secret. After the mysterious demise of one of the three scientists on the base, the main character is sent out to replace him. He finds the station run-down and the two remaining scientists cold and secretive. When he also encounters his wife who has been dead for ten years, he begins to appreciate the baffling nature of the alien intelligence.
ANGLE ON — РАКУРС НА. Операторский термин. Указывает оператору объект, который должен находиться в кадре.
AUDIO MIX — АУДИО МИКС. Указание звукорежиссёру на то, каким должен быть звук: моно или стерео.
AUDIO PRE-LAP — АУДИО ПРЕЛАП. Расслабься, звукорежиссёр знает, что делать. Это может быть музыкальное сопровождение или звуковой эффект, подчёркивающие действие, происходящее на экране.
CAMERA BOOMS DOWN TO — КАМЕРА ОПУСКАЕТСЯ ВНИЗ К. Операторский приём. Камера из верхней позиции быстро перемещается в нижнюю, чтобы «упасть» к объекту съёмки.
CAMERA DRIFTS — КАМЕРА ПРОПЛЫВАЕТ. Съёмка будет вестись с помощью специального оборудования для перемещения камеры.
CAMERA ROCKETS DOWN — КАМЕРА УСТРЕМЛЯЕТСЯ ВНИЗ. То же, что и CAMERA BOOMS DOWN TO.
CAMERA TRACKS — КАМЕРА СЛЕДИТ ЗА. Оператор будет идти по пятам за объектом съёмки.
CONTINUED — ПРОДОЛЖЕНИЕ. Указывается в скобках рядом с именем персонажа или внутри реплики при разрыве страницы. Герой продолжает говорить и находится в кадре.
DOLLYING — ФОКУСИРОВАНИЕ НА. Оператор возьмёт в фокус объект съёмки.
EXTREMELY WIDE SHOT — ЧРЕЗВЫЧАЙНО ШИРОКИЙ ПЛАН. То же, что и WIDE SHOT, только оператор будет стремиться сделать максимально возможный широкий кадр.
CU (Close Up) — КРУПНЫЙ ПЛАН. Объект съёмки займёт большую часть кадра.
FADE IN — ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ. Незамысловатый приём монтажа. Экран проявится из темноты. Часто в начале фильма или сцены.
FADE OUT — В ЗАТЕМНЕНИЕ. Экран исчезнет в темноту. Часто в конце фильма или сцены.
HIGH AERIAL SHOT — СЪЁМКА С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЁТА. Название термина говорит само за себя.
INT (Interior) / EXT (Exterior) — ВНУТРИ / СНАРУЖИ. Здесь всё однозначно. Этот термин указывает на то, где происходит действие, в помещении или вне его.
LONG LENS — ДЛИННЫЕ ЛИНЗЫ. Указывает оператору, какой объектив использовать.
OS (Off Screen) — ВПЗ (ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ). Пишется в скобках рядом с именем персонажа, произносящего реплику. Герой не находится в кадре, но присутствует на месте действия.
PAN (Panorama) — ПАН (ПАНОРАМА). Операторский приём. Полукруговое движение камеры, обычно на 180 градусов, для того, чтобы захватить в кадр как можно больше пространства.
POV (Point of View) — СТЗ (С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ). Этот термин более интересен оператору, чем другим работникам съёмочной площадки. Съёмка ведётся с позиции героя или объекта. Например, съёмка с точки зрения корабля.
PUSH IN — КАМЕРА НАДВИГАЕТСЯ НА. Во время сцены оператор будет быстро приближаться к объекту съёмки или использует функцию «Зум».
PUSHING SLOWLY IN — КАМЕРА МЕДЛЕННО ПРИБЛИЖАЕТСЯ К. То же, что и PUSH IN, но медленно.
QUICK CUT TO — БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД К. Для режиссёра и оператора этот термин значит, что нужно переходить к следующей сцене. Более важную информацию он несёт для монтажёра. Он создаст резкий переход между сценами в этой части фильма.
REVERSE — РЕВЕРСИВНО. Монтажёр добавит эффект реверсии в этой сцене.
SMASH CUT TO — РЕЗКИЙ ПЕРЕХОД К. Монтажёр сделает резкий переход между сценами в этой части фильма.
TIGHT ANGLE ON — УЗКИЙ РАКУРС НА. Противоположность WIDE SHOT. Объект будет занимать большую часть кадра. Синоним Close Up.
TILT DOWN — НАКЛОН КАМЕРЫ ВНИЗ К. Оператор повернёт камеру вниз к объекту съёмки.
TILT UP — НАКЛОН КАМЕРЫ ВВЕРХ К. Оператор повернёт камеру вверх к объекту съёмки, например, к потолку.
TRACKING SHOT — СЪЕМКА В ДВИЖЕНИИ. Камера будет установлена на специальную тележку или, возможно, в автомобиль.
VARIOUS LINGERING ANGLES — РАЗЛИЧНЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ РАКУРСЫ. Термин для оператора. Он сделает множество длительных видео различных видов местности или помещения. Например, интерьер дома.
VARIOUS QUICK-CUT ANGLES — РАЗЛИЧНЫЕ БЫСТРЫЕ РАКУРСЫ. Оператор снимет большое количество коротких видео помещения или местности. Например, виды города.
VO (Voice Over) — ЗК (ЗА КАДРОМ). Указывается в скобках рядом с именем персонажа. Произносящий реплику комментирует происходящее на экране, но не находится на месте действия. Например, это может быть голос рассказчика.
WIDE SHOT — ШИРОКИЙ ПЛАН. В кадр попадёт большое пространство вокруг главного объекта съёмки.
WIPE — ЭКРАН ПЕРЕКРЫВАЕТСЯ. Объект съёмки приблизится к объективу камеры так близко, что перекроет кадр.